Итоги I квартала на рынке торговой недвижимости: стрит-ритейл – фаворит сезона
6 апреля 2011

Эксперты компании Penny Lane Realty - ведущего оператора на рынке жилой и коммерческой недвижимости - подвели итоги первого квартала 2011 года на  рынке торговой недвижимости Москвы. Нарастающий оптимизм игроков, про который с разной степенью осторожности говорили в прошлом году, оправдывает ожидания. Показатели рыночной активности близятся к докризисному уровню 2007 года.

 

Внушительные результаты показал стрит-ритейл. Объем сделок купли-продажи вырос, причем сейчас инвесторы рассматривают приобретение целого пула объектов. Активировались игроки и в сегменте аренды. Февраль ознаменовался войной сотовых операторов «Евросети» и «Связного» за помещения. Очень высокую активность проявляют операторы банковского сектора и общепита в поиске помещений в основных торговых коридорах. В результате, в ЦАО растет дефицит предложения качественных объектов. В спальных районах ситуация обстоит не так остро, т.к. предложение практически не ограничено. Собственники помещений постепенно переходят на более жесткие докризисные условия работы.

 

Рост арендных ставок в этом сегменте составил 30% по сравнению с концом 2010 года. Таким образом, ставки варьируются в пределах $3000-7000 за кв.м. в год в ЦАО, в спальных районах $1500-3000 за кв.м. в год. Стоимость квадратного метра в центральной части города составляет $15 000-23 000 за кв.м., в спальных районах $4500-9000 за кв.м. Причем необходимо отметить, что цена квадратного метра в спальных районах у метро может достигать $15000-20000 за кв.м. за счет активного пешеходного трафика.

 

«Активность инвесторов на рынке также возросла: становятся ощутимы последствия запрета строительства торговых центров в пределах ТТК, - отмечает Алексей Могила, директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty. - В ближайшее время будет закрыт ряд сделок купли-продажи значимых торговых объектов. Цены продаж варьируются в пределах $120-200 млн. Предпродажная подготовка объектов часто включает целый комплекс операций: изменение пула арендаторов, корректировка договоров аренды, в основном, в сторону увеличения сроков действия, замена эксплуатирующих организаций на более эффективные и т.д.  Как правило, результатом этих мер становится привлечение покупателя (или в некоторых случаях соинвесторов) или появление интереса банков к финансированию подобных проектов».

 

В сегменте общепита стремительно растет количество инвесторов и управляющих компаний. Все чаще ресторанные операторы привлекают не только инвесторов в свои проекты, но и громкие имена, как правило, медийных персонажей. Собчак, Лепс, Ургант, Цекало, Канделаки, безусловно, вызывают интерес и позволяют идентифицировать объект на рынке. Зачастую возможность увидеть популярную фигуру за соседним столом остается сильным магнитом для посетителей.

 

Также начало года ознаменовалось оживлением на рынке консалтинга. «Структура заказов кардинально меняется, - говорит Алексей Могила. - Небольшой поток запросов на оценку объекта в кризисные годы сменился заданиями на разработку и корректировку концепций торговых центров, а также комплексное развитие территорий. Через два года отсутствие строительства торговых центров будет весьма заметно, и за счет более реалистичного подхода к проектам этот пробел удастся максимально нивелировать».

 

Девелоперские компании, специализирующиеся в строительстве жилья эконом-класса, перестали относиться к коммерческим помещениям как к нелюбимой падчерице и готовы на этапе строительства привлекать консультантов для корректного проектирования и использования нежилых помещений. Консультанты Penny Lane Realty успешно применяют технологии, используемые при сдаче торговых центров, в том числе и региональных, к работе с комплексами помещений (встроенно-пристроенными, отдельно стоящими зданиями) в спальных районах города. Пилотным проектом стала реализация помещений в районе Кожухово. В качестве арендаторов и покупателей были привлечены спортивный клуб, банковские офисы, продовольственные магазины и операторы общепита. Единый подход позволил корректно подойти к освоению площадей, и уже в ближайшее время жители района почувствуют перемены. Девелопер, в свою очередь, быстро получил не только финансовые потоки от эффективной реализации помещений, но и положительный социальный эффект.

 

Нельзя не отметить произошедшие в первом квартале крупные сделки в сетевом ритейле. Х5-Копейка и Дикси-Виктория существенно скорректировали расстановку сил. Немаловажно, что эти поглощения дали толчок к целой цепочке более мелких перестановок, в основном, на локальных рынках. Результаты этих изменений станут заметны к концу весны - началу лета.

«Итоги первого квартала демонстрируют устойчивую положительную динамику на рынке торговой недвижимости, - резюмирует Алексей Могила. – Мы ожидаем, что рынок в этом году выйдет на докризисные показатели. Дефицит качественных помещений и активизация игроков на рынке приведут к новым ценовым рекордам».  

 

Арендные ставки по основным торговым коридорам.

Источник: MAGAZAN.RU

Улица

Арендная ставка, $/кв.м./год

Столешников переулок

7000

Тверская

4400

Кузнецкий мост

3000

Петровка

2700

М. Дмитровка

2700

Б. Дмитровка

2600

М. Бронная

2500

Новинский бульвар

2300

Б. Полянка

2200

Смоленский бульвар

2100

 

ВСЯ АНАЛИТИКА