Итоги 2011 года на рынке стрит-ритейла: уличные помещения перетягивают одеяло на себя
15 декабря 2011

Аналитики MAGAZAN.ru – специализированного интернет-ресурса в сегменте стрит-ритейла – подвели итоги года развития рынка стрит-ритейла: около 20% сделок по аренде торговой недвижимости приходится на уличные помещения.  

Соотношение спрос/предложение

По результатам 2011 года объем предложения в сегменте стрит-ритейла составил порядка 1200 помещений. При этом 21% от общего числа экспонируемых на рынке торговых площадей приходится на долю Ленинского проспекта, 18% – на Тверскую улицу и еще 14% – на Кутузовский проспект. Остальные 47% составляют предложения по аренде и продаже на 56 торговых магистралях Москвы.

Стрит 1  

По сравнению с 2010 годом соотношение площадей предлагаемых помещений не претерпело значительных изменений: по-прежнему порядка 30% составляют помещения от 100 до 250 кв.м, 13% приходится на долю предложений от 1000 кв.м и выше, незначительно (с 15 до 17%) уменьшилось количество выставленных на рынке площадей от 500 до 1000 кв.м. При этом в течение 2011 года арендаторы демонстрировали стабильно высокий спрос на помещения от 250 до 500 кв.м, поэтому по итогам отчетного периода количество предлагаемых помещений в этом сегменте уменьшилось на 5%. «Наибольшее количество запросов на данные площади поступает от брендов одежды, обуви и аксессуаров, заведений общепита, продуктовых ритейлеров и банков, – комментирует Алексей Могила, директор департамента торговой и региональной недвижимости компании Penny Lane Realty, консультанта портала MAGAZAN.ru. – В связи с отсутствием качественного предложения в ТЦ многие компании стали активными арендаторами уличных торговых помещений». 

Стрит 2  

По оценке аналитиков портала MAGAZAN.ru, в 2011 году совокупная площадь уличных помещений, участвовавших в сделках по аренде торговой недвижимости, превысила 8,5 тысячи кв.м, что составляет 19% от общего объема заключенных договоров в данном рыночном сегменте. 

Наиболее крупные сделки по аренде торговых помещений в стрит-ритейле

Арендатор

Сделка

Площадь, кв.м

«Оливье»

пр. Вернадского, 39

2 000

Сбербанк

Гостиница «Минская» Тверская, 22

1 600

Samsung

Тверская, 22

800

Enter

ул.Большая Дорогомиловская, 8

600

Ресторатор Рожниковский

Здание редакции газеты «Известия»

597,2

Сбербанк

Воздвиженка, 9

400

Swatch Group

Тверская, 9

380

Банк "Русский Стандарт"

Зубовский бульвар, д. 29

378

Red Espresso Bar

«Сказка» на Тверской

345

Банк «Русский Стандарт»

ул. Арбат, д. 1

220

Аптечная сеть «36,6»

Тверская, 9

200

Стабильно высоким спросом помещения в стрит-ритейле пользуются и в сегменте купли-продажи. Инвесторы активно рассматривают торговые площади стоимостью $3-5 миллиона. «2011 год доказал, что данный сегмент является наиболее стабильным среди всех форматов торговой недвижимости, – рассказывает Алексей Могила. – В основном, запросы на приобретение уличного помещения поступают под арендный бизнес, однако есть также 10-15% арендаторов, которые охотно воспользуются возможностью выкупить занимаемые ими площади под себя».    

По данным MAGAZAN.ru, некоторые собственники также не исключают продажу своих помещений, заявленных в аренду. Например, на Большой Дмитровке доля таких предложений составляет 16%, на Ленинском проспекте она доходит до 28%, а на Большой Никитской 72% владельцев торговых площадей готовы продать свое имущество по приемлемой для них цене.  

Уровень вакантных площадей

Несмотря на рост спроса со стороны арендаторов, количество свободных помещений по сравнению с 2010 годом в сегменте стрит-ритейла практически не изменилось. «Это объясняется арендной политикой собственников, – комментирует Алексей Могила. – Некоторые из них при заключении договора аренды, например, на Тверской улице, оставляют за собой право предлагать помещение другим компаниям. Другие владельцы ограничивают сроки аренды 1-3 годами или выставляют очень высокие ставки индексации. Таким образом, актуальные предложения по аренде на главных торговых магистралях Москвы есть всегда».

Стрит 3 

Арендные ставки

По данным MAGAZAN.ru,  минимальный скачок цен в сегменте стрит-ритейла составил 15%, а на «топовых» торговых коридорах (например, Петровке, Кузнецком мосту и Тверской улице) аренда выросла на 20-30% и практически вышла на докризисный уровень. На некоторых торговых коридорах (например, на Рождественке или Кузнецком мосту) разброс арендных ставок при текущем предложении составляет более $6 тысяч. «Все зависит от конкретного помещения, – объясняет Алексей Могила. – Если торговые площади не имеют визуальной доступности и витринной группы, обладают неудобным входом, низкими потолками и, к тому же, расположены в подвале, арендная ставка даже на Кузнецком Мосту не превысит $700 за кв.м в год».

Стрит 4  

Прогноз

Эксперты MAGAZAN.ru прогнозируют в 2012 году дальнейшего роста арендных ставок и стоимости помещений в сегменте стрит-ритейла, а также увеличения ротации арендаторов на основных торговых коридорах Москвы. «Мы ожидаем большое количество сделок по купле-продаже помещений в стрит-ритейле в 1-ом квартале 2012 года, так как наметился определенный отток собственников, которые опасаются, в первую очередь, политических рисков, – резюмирует Алексей Могила. – Среди них – иностранцы и экспаты, по тем или иными причинам возвращающиеся на родину. Нестабильная политическая и экономическая обстановка сейчас и за рубежом, и в России. Уже сейчас количество сделок в данном сегменте возросло на 15-20%, и такой же темп сохранится в первом полугодии 2012 года».

ВСЯ АНАЛИТИКА