Penny Lane Realty принял участие в выставке МОЛЛ-2010
28 апреля 2010

28 апреля руководитель департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила выступил модератором конференции, посвященной торговой недвижимости, которая состоялась в рамках VII Международной выставки «МОЛЛ» 2010 г.

 

Темой для обсуждения стал системный взгляд на проблемы и перспективы развития данного сектора. На мероприятии выступили: Наталья Рудакова, руководитель отдела исследований и консалтинга «МАГАЗИН МАГАЗИНОВ», Ольга Архангельская, Руководитель отдела консультационных услуг в области недвижимости компании Ernst&Young, Виталий Бойко, директор Украинской Торговой Гильдии, Дмитрий Волков, руководитель отдела консалтинга и оценки Praedium Oncor International и Сергей Акулич, вице-президент УК BlackStone Keeping Company.

 

В своих выступлениях докладчики еще раз проанализировали последствия кризиса. В частности, они отметили, что кризис «очистил рынок» от заведомо убыточных и без определенной концепции объектов, но в то же время выявил наиболее интересные и качественные ТЦ, в которых ставки в 2009 году упали незначительно – в среднем всего на 10%.

 

Интересно, что в течение столь непростого для всех 2009 года на рынках торговой недвижимости России и Европы происходили схожие ситуации: проекты замораживались, ставки временно снижались, предоставлялись бесплатные периоды. Разница была лишь в том, что западные девелоперы объединяли свои усилия, собственники снижали суммы депозитов, а российские нет.

 

Участники конференции также затронули проблему реконцепции торговых центров. На протяжении 2009 года практически все игроки рынка испытывали трудности с заполнением торговых площадок. И зачастую единственным путем спасения ситуации была - реконцепция объекта. В результате, благодаря рекомендациям консультантов, появился целый ряд успешных примеров, когда на одной площадке с продуктовым супермаркетом собственники размещали по соседству мелких предпринимателей сельскохозяйственных рынков. За счет этого была заполнена вся площадь объекта, увеличена посещаемость центра и самое главное – его доходность.

 

В новых условиях изменились и стратегии традиционных инвесторов. «В настоящее время основным показателем привлекательности объектов для инвесторов является доходность, а самих инвесторов сейчас намного больше, чем качественных объектов для инвестиций, - заметил руководитель департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила. - Дело в том, что технически грамотно исполненные помещения с хорошей проходимостью собственники не продают, понимая, что на сегодняшнем рынке продажа - не самый эффективный инструмент. Банки, которые располагают достаточным количеством объектов, перешедших к ним от проблемных кредиторов, также не выставляют их на продажу ввиду того, что их стоимость завышена, и сами по себе они не привлекательны с точки зрения получения дохода. Те же объекты, которые предлагаются на рынке, нуждаются в реконструкции. Таким образом, благоприятная почва для инвесторов у нас пока отсутствует».

 

ВСЕ НОВОСТИ