Россия — двигатель торговли
2 июня 2008

Проекты в регионах сулят высокие дивиденды: прогнозируемый рост арендных ставок на площади в качественных торговых центрах на ближайшие несколько лет составляет 10—20% в год. Вместе с тем эксперты признают, что многие крупные города в ближайшее время могут столкнуться с перенасыщением объектами, что ощутимо снизит их доходность. В результате некоторые города получили отметку «минус» в графе «инвестпривлекательность».

Следом за Россией в списке лидеров по вводу торговых площадей в 2008—2009 годах следует Украина с показателем 2,8 млн кв. м. Третье место со значительным отрывом (всего 1,9 млн кв. м) заняла Испания. Далее в списке называются Румыния (1,8 млн кв. м), Польша (1,5 млн кв. м), Турция (1,4 млн кв. м), Великобритания (1,2 млн кв. м) и Франция (1,1 млн кв. м).

В отчете Cushman & Wakefield говорится, что наблюдаемый в настоящее время в Европе бум строительства торговых центров имеет тенденцию к продолжению. «В этом и следующем годах на рынок Европы выйдет 22 млн кв. м новых качественных торговых площадей, большая часть которых придется на Центральную и Восточную Европу, где наблюдается недостаток современных торговых площадей. В это же время на более зрелых рынках торговые центры продолжают играть ключевую роль в обновлении центра города», — говорит руководитель европейского отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Борис Ван Хааре Хайжмайер. В результате к концу 2009 года общая площадь торговых центров в Европе увеличится до 134 млн кв. м. В настоящий момент эта цифра составляет почти 112 млн кв. м.

По данным исследования, в прошлом году в Европе было построено 320 новых торговых центров общей площадью 8,2 млн кв. м, 54 существующих торговых центра были расширены. Россий­ский вклад в эту статистику самый внушительный: объем площадей, открытых в 2007 году, — 1,84 млн кв. м, что увеличило общее предложение по стране на 26%. «Мы ожидаем дальнейшего развития сектора торговой недвижимости в Москве в ближайшие годы, а также еще более стремительного девелопмента торговых центров в российских городах с населением менее 300 тыс. человек», — прогнозируют эксперты Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko.

Доходность объектов торговой недвижимости, по оценкам аналитиков, варьируется от 10 до 30%. Однако директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила напоминает, что успешный выход в такие города, как Казань, Екатеринбург, Калининград, будет весьма труден. «К примеру, в Казани, несмотря на внушительное количество заявленных объектов, качественных и крупногабаритных торговых площадок нет, и они вряд ли появятся в ближайшие годы — участков под подобное строительство в городе не осталось», — поясняет эксперт.

По уровню обеспеченности торговыми площадями в соотношении с доходами населения наиболее привлекательны Санкт-Петербург, Самара и Екатеринбург, подсчитали аналитики компании «Торговый квартал». «Исходя из этого показателя высокие перспективы роста финансовой отдачи могут быть у проектов в таких городах, как Омск, Челябинск и Пермь», — ожидает руководитель департамента маркетинговых исследований «Торгового квартала» Евгений Ковров. По его оценкам, в список городов с отрицательным индексом инвестпривлекательности вошли Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Тюмень и Красноярск.

Источник: РБК

ВСЕ НОВОСТИ